Оценка и переоценка
основных средств предприятия

Оценка ОС предприятия

Требования:

ФЗ-135 "Об оценочной деятельности"

Федеральные Стандарты Оценки

С 1998 г. предприятиям предоставлено право самостоятельно принимать решение о проведении переоценки основных средств (все полностью или однородные группы) один раз в год на начало года.

Переоценка основных средств позволяет приблизить балансовую стоимость имущества к рыночной и в ряде случаев оптимизировать налогообложение.

В зависимости от целей, для которых проводится оценка, объем и стоимость работ могут значительно отличаться.

Детали

Последние изменения в налоговом законодательстве изменили порядок отражения в учете результатов переоценки основных средств компаний. В соответствии с этими изменениями, если компания изменяет балансовую стоимость имущества после 1 января 2002 года, эти результаты будут отражаться только в бухгалтерском учете. Стоимость имущества в налоговом учете останется неизменной.

Изменение балансовой стоимости имущества не влияет на величину налогооблагаемой прибыли предприятия, не изменяется его стоимость  в налоговом учете, а это значит, что амортизация начисляется в том же порядке и в тех же суммах, которые были у предприятия до изменения балансовой стоимости имущества.

С одной стороны, компаниям стало невыгодно проводить переоценку основных средств  в сторону увеличения их стоимости, так как это не увеличивает амортизационные отчисления, а следовательно величина налогооблагаемой прибыли и самого налога на прибыль остаются неизменными. С другой стороны, если стоимость основных фондов уменьшается, их переоценивать по-прежнему выгодно. Это позволяет компании экономить на налоге на имущество, поскольку этот налог начисляется исходя из той стоимости имущества, по которой оно зафиксировано в бухгалтерском балансе. Поэтому, если балансовая стоимость имущества понижается, то и величина налога на имущество становится меньше.

Особая ситуация возникает с имуществом, приобретенным до 1 января 2002 г. Если предприятие не производило его переоценку  по состоянию на  1 января 2002 г., восстановительная стоимость этого имущества для целей налогообложения будет определяться по данным бухгалтерского учета на 1 января 2002 г. Если же предприятие изменило учетную стоимость ОС на 1 января 2002 г., то в соответствии со Статьей 257 Налогового Кодекса РФ величина переоценки принимается для целей налогообложения в размере, не превышающем 30 процентов от восстановительной стоимости соответствующих имущественных объектов по состоянию на 1 января 2001г. В аналогичном порядке принимается для целей налогообложения и соответствующее изменение сумм амортизации.

Полностью ознакомиться с требованиями к  переоценке основных средств вы можете:

Налоговый Кодекс РФ, Статья 256 «Амортизируемое имущество»
Налоговый Кодекс РФ, Статья 257 «Порядок определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества»
Порядок отражения изменений балансовой стоимости имущества в бухгалтерском учете предприятия определен в ПБУ 6/01 от 27.11.2006.

Медология

Эксперт определяет методы оценки

В зависимости от типа основных средств, в их оценке применяются различные подходы.

Например, при оценке оборудования основными подходами являются затратный и сравнительный. При оценке недвижимости основным подходом является сравнительный и, в ряде случаев, при оценке нестандартной недвижимости - затратный.

Сравнительный подход предполагает сравнение объекта оценки с аналогами, предлагающимися к продаже на свободном рынке, если локальный рынок достаточно развит.

В рамках Затратного подхода рассчитывается стоимость воспроизведения подобного объекта с учетом комплексного износа.

Доходный подход при оценке машин и оборудования, чаще всего, не используется. Доходный подход может быть использован в случае если на рынке распространена аренда такого типа оборудования и может быть построена модель будущих доходов от сдачи его в аренду.

В результате присвоения весов подходам рассчитывается итоговая стоимость объекта оценки.

Процесс

Порядок и условия проведения работ по оценке всегда формируются индивидуально, исходя из задач, стоящих перед экспертом-оценщиком, срочности исполнения работ, характеристик объекта оценки и пр.

Стоимость

Стоимость работ по оценке предприятия зависит от объема работ экспертов-оценщиков, состава рабочей группы и требуемой квалификации экспертов (зависит от особенностей объекта оценки).

    В зависимости от целей оценки могут быть применены различные методики с различной степенью детализации расчётов и, соответственно, разным объемом трудозатрат экспертов.

    Для определения объема и стоимости работ нам необходимо предоставить следующие сведения и документы:

  • цель оценки (в зависимости от целей оценки объем работ и их стоимость могут значительно отличаться)
  • бухгалтерский баланс
  • расшифровку задействованных статей баланса, требующих перерасчета на рыночную стоимость (ведомость основных средств, вложения в другие предприятия, дебиторская задолженность, интеллектуальная собственность и пр.)
  • бизнес-планы и прочие информационные материалы, позволяющие предположить изменения в будущих доходах предприятия (если такие есть).

Свяжитесь с нами, чтобы узнать стоимость оценки Вашего предприятия.

Порядок проведения работ

Порядок проведения работ формируется индивидуально. Стандартный порядок работ выглядит следующим образом:

  1. Звонок нам и оформление Заявки на проведение работ по оценке бизнеса предприятия (долей или акций).
  2. Передача Заказчиком документов, необходимых для оценки нам на электронную почту (сканированные копии), или распечатанном варианте у нас в офисе (адрес см. в Контактах).
  3. Подписание договора и внесение Заказчиком 50%-й предоплаты.
  4. Проведение работ и подготовка Отчета об оценке.
  5. Передача Заказчику на ознакомление электронной копии Отчета об оценке.
  6. Окончательная оплата Заказчиком оставшихся 50% стоимости работ.
  7. Передача Заказчику Отчета у нас в офисе и подписание Акта приёмки-сдачи работ.
Перечень документов, необходимых для оценки предприятия
  1. Копии учредительных документов предприятия (Устав, Учредительный договор, Свидетельство о регистрации).
  2. Копии проспектов эмиссии, отчетов об итогах выпуска ценных бумаг (для акционерных обществ).
  3. Виды деятельности предприятия и организационная структура компании.
  4. Копии договоров аренды на недвижимое имущество (если есть).
  5. Бухгалтерский баланс за последние 3-5 лет (или возможное количество предшествующих периодов)
  6. Отчет о прибылях и убытках за последние 3-5 лет (или возможное количество предшествующих периодов)
  7. Последнее заключение аудитора (если проводилась аудиторская проверка).
  8. Ведомость основных фондов.
  9. Инвентарные списки имущества.
  10. Данные о всех активах (недвижимости, запасах, акциях сторонних обществ, векселях, нематериальных активах и пр.).
  11. Расшифровка кредиторской задолженности.
  12. Расшифровка дебиторской задолженности: по срокам образования; по видам дебиторской задолженности; доля сомнительной задолженности.
  13. Информация о наличии дочерних компаний, холдингов (если есть), финансовая документация по ним.
  14. План развития предприятия на ближайшие 3-5 лет с указанием планируемой валовой выручки по товарам/услугам, необходимых инвестиций, затрат, чистой прибыли – по годам.

Данный перечень документов носит предварительный характер и может быть скорректирован в ходе детального ознакомления эксперта-оценщика с заданием на оценку.

Персональная консультация

Позвоните или напишите нам и наши эксперты бесплатно проанализируют данные по вашему объекту и определят пределы возможностей.

Нам Доверяют

  • Москва, Новый Арбат, д. 21, оф. 12-35

  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.