ФЗ-159
ФЗ-135 "Об оценочной деятельности"
Федеральные Стандарты Оценки
За арендатором на основании 159-ФЗ закреплено право преимущественного выкупа арендуемых объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности.
МЦОЭ оказывает полный спектр услуг по льготному выкупу арендуемого имущества в ДГИ в соответствии с 159-ФЗ и дальнейшему снижению его стоимости в досудебном и судебном порядке.
Право преимущественного выкупа арендуемых объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москва, возникает при следующих условиях:
При этом арендуемое имущество может быть как включено, так и не включено в перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ по Постановлению Правительства Москвы от 16.12.2008 № 1140-ПП. В зависимости от нахождения имущества в данном перечне меняются сроки реализации права преимущественного выкупа, но само право остатся неизменным.
Также, необходимо учесть, что если объект был включен в перечень после заключения договора аренды, ограничения, связанные с его включением в перечень можно оспорить в судебном порядке и восстановить сроки исходного права выкупа.
Приватизация арендуемого имущества происходит по его рыночной стоимости.
Стоимость, по которой ДГИ предлагает арендатору выкупить помещение по договору-оферте определяется независимым оценщиком, аккредитованным ДГИгМ (в настоящее время, государственное имущество в городе Москве преимущественно оценивают ООО «АБН-Консалт» и ООО «Группа Финансового Консультирования»).
Получить представление о том как ДГИ видит стоимость арендуемого имущества можно на сайте ДГИ, где размещен калькулятор стоимости выкупаемого имущества. Эта стоимость, как правило, является существенно завышенной.
Последовательность действий при выкупе имущества у ДГИ с последующим оспариванием выкупной стоимости следующая:
В течение 1–3 месяцев с момента получения заявления о выкупе ДГИ направляет в адрес Арендатора Проект договора купли-продажи. Как правило, цена имущества в договоре является существенно завышенной.
О случаях отказа ДГИ в выкупе имущества и их оспаривании смотрите во вкладке «Отказы в выкупе».
Важно! Инспекторы ДГИ проводят проверку соблюдения условий договора аренды с выездом на объект. Поэтому, арендатору необходимо убедиться, что все условия договора аренды выполняются корректно (не произведена перепланировка, не сдано имущество в субаренду без разрешения ДГИ и т.д).
Важно! Часто встречается ситуация, когда ДГИ по собственной инициативе направляет предложение о продаже арендуемого имущества по существенно завышенной цене. В случае, если арендатор не успевает отреагировать в течение 30 дней, право на выкуп аннулируется. В дальнейшем ДГИ продает арендуемое имущество любому третьему лицу, которое в дальнейшем либо существенно повышает арендную плату либо расторгает договор аренды.
Важно помнить, что Арендатор обязан подписать Проект договора купли–продажи с Протоколом разногласий в 30-дневный срок.
Необходимо учитывать следующие условия:
По истечении 30 календарных дней после сдачи в ДГИ подписанного Договора купли-продажи с протоколом разногласий, Арендатор вправе обратиться в арбитражный суд с иском об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора.
Как правило, при рассмотрении подобных дел, суд не вникает в особенности отличий отчетов об оценке двух сторон, а привлекает судебного эксперта для установления справедливой рыночной стоимости. Именно на основании позиции судебного эксперта суд устанавливает будущую кадастровую стоимость.
В связи с этим принципиально важным является наличие у организации-исполнителя компетенций по назначению своих экспертов и по работе с назначенными судебными экспертами. О наших возможностях при проведении судебной экспертизы смотрите здесь>>
В целом, при общих условиях, судебный эксперт устанавливает некое промежуточное, компромиссное значение кадастровой стоимости между позициями сторон. Поэтому, важно, чтобы установленная при подготовке протокола разногласий рыночная стоимость была как можно ниже, чтобы установленное судебным экспертом "компромиссное" значение рыночной стоимости было, как минимум, в середине рыночного диапазона. В связи с этим, также, принципиально важным становится наличие у организации-исполнителя возможностей получения положительных экспертных заключений СРО на стоимость, рассчитанную по нижней границе диапазона. Если же экспертизой СРО подтверждена будет средняя рыночная стоимость, то в процессе судебной экспертизы "компромиссное" значение устанавливаемой стоимости будет в промежутке между средней рыночной стоимостью и завышенной стоимостью ДГИ.
Важно! Обращаем внимание тех Арендаторов, которые получили Проект договора купли-продажи в процессе рассмотрения иска о понуждении заключить договор купли-продажи. В настоящее время практика Арбитражного суда города Москвы идет по пути непринятия уточнения исковых требований в части замены требования о понуждении заключить Договор купли-продажи на урегулирование разногласий, возникших при заключении договора (см. например Дело №А40-78735/14, А40-65139/14). При этом, подписание Договора купли-продажи с протоколом разногласий является обязательным, даже в том случае, если суд уже рассматривает арбитражное дело.
Следует отметить, что с указанной позицией Арбитражного суда города Москвы мы не согласны. В настоящее время судебная практика идет по иному пути в связи с принятием постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 №11657/11, согласно которому, если обязанное лицо уклонилось от подписания договора, заключение которого для него обязательно, но в ходе рассмотрения дела представило разногласия по условиям предложенного проекта, то суд, в силу статьи 131 АПК РФ, обязан их рассмотреть.
Если Вы получили Проект договора купли-продажи в процессе рассмотрения дела о понуждении Департамента заключить договор купли-продажи, вероятней всего, Вам придется обращаться с новым иском в суд. При этом, необходимо понимать, что если в первоначальном арбитражном деле проведена судебно-оценочная экспертиза по определению рыночной стоимости помещения, то в новом деле, данная экспертиза будет являться лишь одним из доказательств, и на усмотрение суда остается разрешение вопроса о назначении новой экспертизы.
Судебная практика арбитражных споров по ФЗ РФ № 159-ФЗ на протяжении последних лет показывает, что со стороны чиновников Департамента городского имущества создаются многочисленные препятствия в выкупе субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемых ими объектов по справедливой стоимости.
Указанные ситуации, безусловно, связаны со злоупотреблением права со стороны Департамента городского имущества города Москвы, и удлиняют процесс выкупа, который сопряжен с необходимостью каждый месяц вносить арендную плату.
Именно поэтому, рекомендуем Вам обращаться за помощью к тем специалистам, которые специализируются на арбитражных спорах с Департаментом городского имущества города Москвы.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся причины отказа в выкупе объектов на основании ФЗ-159:
В период с 2006 по 2012 года Департаментом было согласовано около двухсот Протоколов-соглашений о переуступке прав по договору аренды (преимущественно в ЦАО города Москвы). Все указанные Протоколы-соглашения прошли государственную регистрацию в Управлении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Росреестре города Москвы).
Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества определены статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, которая введена Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В силу части 1 статьи 17.1 Закона защите конкуренции (в редакции, действовавшей на момент заключения спорного протокола-соглашения) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество.
В соответствии с позицией Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума № 73 от 17.11.2011 года, договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.
После разъяснений Высшего суда, в 2012 году, позиция Департамента кардинально поменялась и ранее согласованные переуступки прав по договорам аренды , Департаментом стали трактоваться как ничтожные. Как следствие- в выкупе отказывается по названным причинам.
Судебная практика по указанному вопросу не отличается единообразием, каждый отказ ДГИ является индивидуальным и требует тщательного правового анализа. Тем не менее, справочно можно привести решение Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-188345/2014.
Наша позиция относительно подобных отказов:
Во-первых, Арбитражный суд Московского округа в своем Постановлении от 10 декабря 2014г. по делу № А40-25923/14 признал незаконным отказ ДГИ г.Москвы в выкупе по вышеуказанным обстоятельствам.
Во-вторых, ФАС опубликовала Письмо № АЦ/53942/14 от 26 декабря 2014г. «О позиции Минэкономразвити я России и ФАС России по вопросу реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественног о права на приобретение арендуемого на основании соглашений о переуступке прав государственного или муниципального имущества» (далее Письмо ФАС №АЦ/53942/14), об отсутствии оснований для отказа в выкупе в случае государственной регистрации соответствующего дополнительного соглашения об уступке прав аренды, тем самым дав "зеленый свет" ДГИ г. Москвы в реализации прав выкупа арендуемого помещения.
Рекомендуем всем арендаторам, получившим право аренды помещения на основании уступки прав аренды, зарегистрированной в органах государственной регистрации, незамедлительно повторно обращаться с заявлением о выкупе арендованного имущества, приложив к заявлению, помимо установленного административным регламентом, пакета документов, еще и Письмо ФАС № АЦ/53942/14.
Департаментом городского имущества принимается решение о передаче арендуемого субъектом малого предпринимательства имущества в хозяйственное ведение ГУПа (чаще всего, это ГУП «Московское имущество, ранее- СГУП по продаже имущества города Москвы). Далее, при подаче заявления на выкуп, Департамент предлагает «альтернативный механизм выкупа», а именно, обратиться с заявлением о выкупе в ГУП. При этом, если Законом предусмотрена обязанность Департамента городского имущества города Москвы продать Арендатору недвижимое имущество, у ГУПа такой обязанности нет, а есть лишь право. Которым ГУП успешно пользуется, отказывая арендатору в продаже арендованного имущества. Как результат- Арендатор пропускает срок исковой давности по обжалованию отказа ДГИ, а исковое требование о понуждении ГУПа заключить договор купли-продажи, удовлетворению не подлежит.
Дальнейшее развитие ситуации подробно описано на сайте Федеральной антимонопольной службы (http://www.fas.gov.ru/fas-in-press/fas-in-press_39003.html).
Следует также отметить, что арбитражная практика по обжалованию отказа ДГИ в продаже имущества в связи с передачей имущества в хозяйственное ведение, не отличается единообразием (см.например Дело № А40-34031/13, Дело № А40-15239/14, Дело № А40-35232/2014, Дело № А40-158983/2013).
Статья 9 указанного Закона регулирует особенности приватизации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города Москвы. Основная идея законодателя- не допустить продажу объекта культурного наследия по частям.
Однако, указанная норма применяется лишь с 2008 года, а в 2013 году были внесены изменения в ст. 9 Закона города Москвы, касающиеся возможности продажи части объекта культурного наследия в случае если на момент вступления в силу Закона № 66, объект культурного наследия уже имел сособственника кроме Правительства города Москвы.
Судебная практика по обжалованию отказов в выкупе по данному основанию является разнообразной. В качестве примера следует привести Дело № А40-73228/2014, Дело № А40-144836/12, А40-173348/12.
В любом случае, отказ Департамента городского имущества города Москвы в приватизации нежилого помещения в объекте культурного наследия требует тщательного правовой анализа.
Порядок и условия проведения работ по льготному выкупу имущества в ДГИ всегда формируются индивидуально, исходя из характеристик объекта оценки, задач, стоящих перед экспертами, срочности исполнения работ и пр.
Стоимость работ по выкупу имущества в ДГИ по 159-ФЗ зависит от характеристик объекта и поставленной задачи, объема работ экспертов, состава рабочей группы и требуемой квалификации экспертов (зависит от особенностей объекта) и необходимости дополнительных работ.
Для определения объема и стоимости работ нам необходимо предоставить сведения об объекте и задачах, стоящих перед экспертами.
Порядок проведения работ формируется индивидуально. Стандартный порядок работ выглядит следующим образом:
В связи со сложностью и индивидуальностью процесса выкупа и снижения выкупной стоимости имущества в ДГИ, порядок работ и порядок оплаты формируются индивидуально в каждом случае.
Перечень документов для льготного выкупа арендуемого здания/помещения:
Данный перечень документов носит предварительный характер и может быть скорректирован в ходе детального ознакомления эксперта с техническим заданием.
Позвоните или напишите нам и наши эксперты бесплатно проанализируют данные по вашему объекту и определят пределы возможностей.